Thursday, September 1, 2011






Great Eastern Cutlery: Sunfish
Обзор с моего старого сайта:
Review from my old site, I am going to translate it eventually, but not at once...:


Традиционные американские ножи привлекали мое внмание своим симпатичным дизайном довольно давно. Однако, поскольку они никогда не делались из суперсталей, даже наоборот из самой, что ни на есть хирургической нержавейки, я как то с сожалением от приобретения отказывался. Только в Японии я прикупил пару таких ножей из широгами - с костяной и с деревянной рукоятями. Все же сталь - экзотическая Широгами. Но это были ножи кустарного производства, а вот американские аналогичные ножи производимые массово хоть и нравились мне визуально но предлагали только 420 сталь, которую уважающий себя коллекционер, воспитанный на Blade Forums, дежать ну никак не может.

Traditional American folders attract my attention by their old design for some time. But, because they never made out of good steels, but rather "surgical stainless" (which never was a case in old days) I never seriously consider of buying one. Only from Japan I brought one with bone handle and one with wooden handle and Shirogami bladeas. But that was handmade low production. But same American produced in bigger numbers I like to look at offer only 420 steel, no self respected knife enthusiast especially brainwashed on BladeForums ever will get one.
 


За более сотни лет ножевого бизнеса в Америке, было разработано несчитано всяких разных дизайнов, разными фирмами в разное время: Каное, Стокман, Конгресс, Ковбойская зубочистка, Дикий бурильщик, Хлопковый, Фруктовый, Докторский, Траппер...Современные призводители традиционных ножей все эти дизайны консолидируют в своем модельном ряду, так что можно выбрать любой понравившийся, практически у каждого производителя - основные это Case и Queen (хотя я не скажу что хорошо знаю этот рынок). Вот например у Case имеется 77 моделей: 
Модели традиционных ножей
Кроме того, они отличаются широким разнообразием материалов для рукоятей - перламутр, экзотическое дерево, мамонтовый бивень, но, в основном, это коровья кость - чего в ковбойской Америке хватает порядком, кость эта раскрашивается в богатую палитру цветов - например не просто один оранжевый, а мандариновый цвет, цвет лососевый и пр... Со сталью - это в основном хирургическая, хотя есть совсем немного ножей с Хром Ванадиевой сталью у Case и с D2 у Queen. Но это всего несколько моделей - выбор весьма ограничен, к сожалению.

For over century of American knife business a lot of different models were developed, by a lot of different companies at different times: Canoe, Stockman,  Congress, Cowboy Toothpick, Wild Driller, Cotton knife, Fruit knife, Doctor knife, Trapper... Modern manufacturers of traditional folders consolidates all those designs so you may pick one from any different brands - major are Case and Queen (I I understand, but I am not big expert in this market). For example Case has 77 models
Traditional knives patterns
Also there are lot of handle materials - Mother of Perl, exotic hardwood, mammoth tusk, but mostly it is cow bone - what else expect in Cowboys America, bones got colored in many different colors - kike mandarin orange, salmon pink... Steel is mostly "surgical", with few models available with Chromium Vanadium by Case or D2 by Queen - but this is very limited choice, unfortunately.


Рыба Солнце в монтерейском Аквариуме
Меня всегда привлекал дизайн с весьма широким лезвием - Sunfish (по русски рыба луна, хотя перевод прямой - рыба солнце). Хотя этот нож наверно единственный, по крайней мере из того что я знаю имеет дюжену разных имен:
Слоновый ноготь
Английский канатный нож (рабочие канатных фабрик перерубали им канаты с помощью молотка)
Красный Глаз
Тыквенное зерно
Лагерный
Старина Честность
Устричный нож
Джамбо
Старина Доверие
Жилетный Карманный Топор
Дикий Бурильщик
Как видно из этого длинного списка - народ эту моделю любит и уважает уже больше сотни лет. Иначе, зачем придумывать столько имен? Но как то никто из современных производителей не делал  до недавнего времени этот дизайн из приличной стали. Так что я ждал... Ждал несколько лет и вот обнаружил новую компанию, которая делает коллекционные ножи традиционных моделей - Great Eastern Company. Компания образовалась в 2007 году и сейчас уже вышла на популярный сетевой магазин, один из нескольких которые я регулярно сканирую - Ножи Великих Прерии. Эта компания уже завоевала сердца коллекционеров на Blade Forums, на подфоруме традиционных ножей. И самое главное что ножи они делают из старой доброй углеродной стали 1095!


Только этим летом после стольких лет увлечения ножами, я открыл для себя давно известный многим факт, что простая углеродка держит заточку гораздо лучше всех современных суперсталей (чтож честь и хвала американской системе формирования общественного мнения, которая так долго может держать даже интересующегося предметом энтузиаста в неведении). Короме японской ZPD-189, которая по удержанию заточки приближается к углеродке, но на порядки дороже да и не такая и нержавеющая. Мое последнее приобретение - снайперский нож Джоди Миллера из этой стали показал результаты такие же как ножи Дозьера. Так что я теперь с особым вниманием слежу за ножами из этой стали, но из-за ее ужасающей дешевизны и коррозийной нестойкости ее практически никто не использует на складных ножах! Вообще складные ножи с углеродкой редкость. Поэтому как я только увидел Солнцерыбу да еще и из углеродки 1095 - никаких сомнений у меня не возникало, просто поспешил этот нож закупить, как можно скорее.


 

Клинок стали 1095, твердость не указана. Однако на коробке написано что клинок Frozen Forged - что означает криообработку, то есть охлаждение в жидком азоте после отпуска с повторным отпуском после охлаждения. Еще указано что клинок протестирован молотом - то есть его хорошенько простукали, что бы проверить не хрупкий ли. Полировка - в зеркало, возможно по этому у меня никаких пробллем с коррозией пока не возникло хотя я его мыл несколько раз в горячей воде с мылом. Спуски прямые, я бы сказал прямо от обухо, но в рйоне обуха имеются повольно узкие съемы, так что в сечении клинок не треугольный, но пятиугольный, не уверен что это можно назвать фальшлезвием - скорее гипертрофированно снятой фаской. Лезвие широкое, острие по форме похоже на обтекатель межконтинентальной баллистической ракеты, но немного не симмертичной.  

Длина 2 15/16" 74mm
Ширина 15/16" 24mm
Толщина 3/32"" 2.5mm
Толщина РК 3/128" 0.6 mm
Вес 6.34oz 180g



Режущая кромка самая тонкая из того что я пока видел. Тоньще чем у Микротека! Заводская заточка была ниже средней - предплечье не брила, но зато весьма легко заточилось и лихо строгала/расщепляла волос. Я даже кино про это снял и выложил на YouTube:
Строгание волоса банановой солнцерыбой
Надо мне это нож протестировать срочно - если результат будет близок к результату Джоди Муллера, тогда можно будет говорить о GEC как доступном источнике складных ножей из держащей заточку углеродки 1095... ...Протестировал - результат заметно хуже 1095 от Джоди Мулера - тут мои надежды не оправдались. 1095 от GEC держит заточку совсем не так как 1095 от члена Американской Ассоциации Кузнецов-Оружейников. То есть увы мечты о том что такое же качество можно получить, но за дешево не оправдались. 
 00 -  5  5  5 : 10 : 10
 01 - 20 25 15 : 25 : 30
 10 - 35 35 30 : 35 : 35
 50 - 50 40 45 : 50 : 55
100 - 45 40 50 : 50 : 70
200 - 40 45 50 : 55 : 70
400 - 40 40 50 : 70

  
Сравните рисунок на лезвии с третьей фотографией обзора - рисунок сошол после мытья в теплой воде с мылом (несколько раз после заточки) 

Впрочем, несмотря на то, что нож оказаляс не таким хорошим как заказной ценой раз в пять дороже, результат в сравнении с другими сталями вполне приличный - 15-ый, ровно посередине 30 оттестированных ножей
1. Dozier heat treated D2.
2. Jody Muller 1095.
3. Yuna Hard II ZDP-189 (second run)
4. SwampRat SR101 (52100)
5. Чебурков Х12МФ
6. Spyderco Mule CPM M4
7. KaBar Dozier D2
8. Yukka Hankala habd Forged Silver Steel
9. J.P.Holmes CPM 10V
10. Buck BG42
11. Buck CPM154
12. Yuna Hard II ZDP189
13. Buck CPM S30V
14. Kershaw CPM S110V
15. Great Eastern Cuttlery 1095
16. Fehrman R3V (CPM 3V)
17. G-Sakai SRS15
18. Kershaw CPM S30V
19. Buck 420HC
20. Busse INIFI
21. Benchmade M2
22. Ivan Kirpichev Bulat (wootz)
23. Kiku Matsuda OU31
24. Diamond Knives Friction Forged D2.
25. Kershaw Sandvic 1326
26. Fallkniven 3G (SGPS)
27. RosArms 110x18
28. CRKT AUS8
29. Kershaw SG2
30. Benchmade D2
С моей точки зрения это очень даже неплохой результат для, ну вобщем то не рабочего, полусувенирного - коллекционного ножа. С учетом того что это массовое производство, а не штучное как у Джоди Муллера и с учетом весьма тонкой РК - признаке класса незаметном для не специалиста, но говоряжем на самом деле о много - я бы сказал что такой результат весьма хорош. Однако для модератора с BladeForums - большого любителя традиционных ножей то что место оказалось не первым уже достаточно что бы выкатить мне Infraction... Ну да ладно - то же новость, такое со мною происходит более менее регулярно.




Рикассо совсем узкое и на не стоит штамп с одной стороны "Great Eastern Cuttlery"  и с другой стороны "Northfield UN-X-LD". Первый штамп - производитель этого ножа и второй - оригинальный брэнд, репликой которого этот нож является. Я так понимаю что GEC купил права на эту торговую марку (как и на несколько других). "UN-X-LD" означает "un-excelled" то есть непревзойденный. Кроме того на лезвие протравлены крупные надписи - с одной стороны - "1 of 50" и с другой стороны "Northfield UN-X-LD", но после того как я его помыл несколько раз в горячей воде с мылом, эти надписи заметно потускнели и не так сильно бросаются в глаза. Вместо чоила маленькаятреугольная типа зарубка. Для удобства открывания вдоль обуха имеется достаточно длинная, но узкая выборка. Одной рукой его не откроешь - даже у меня не получается. Очень тугой и из-за зеркальной полировки скользкий. Несколько моих знакомых не сумели этот нож открыть даже двумя руками - хотя у меня особых проблем не было.



Рукоять простой формы - прямоугольная сильно закругленными углами. Ну если говорить математически это вытынутый прямоугольник и две полукругами по бокам... Плашки похоже латунные, видимо они играют еще и роль сальников. Это меня малось беспокоит - боюсь что будет эта латунь корродировать - ну посмотрим. Поверх плашек накладки из коровьей кости прокрашенные в цвет банановой кожуры. Кость отполирована - гладнкая, но есть варианты и с насечками и пр. Я предпочитаю гладкую рукоять, если она не металлическая - мне кажется в этом случае рука к гладкой поверхности как бы прилипает, а вот насечки наоборот натирают мозоли, как терка, особенно при долгой работе. Кость крепиться к латуни четырьмя латунными заклепками. На одной стороне имеется вставка "UN-X-LD".


С обоих сторон имеются солидные массивные никелевые больстеры, сильно закругленные во всех измерениях - говоря математически каждый это четверть сильно сплющенного сфероида. Больстеры то же отполированны в зеркало, что неудобно при фотографировании - размещать вспышки сложнее, поскольку достаточно широкая область пространства в этих больстерах отражается, а любое отражение вспышки портит картинку, вводя в заблуждение систему настройки экспозиции - все остальное получается темным в результате. Но за счет хорошего веса этих больстеров - центр тяжести ножа оказывается уверенно на рукояти, то есть нож не вываливается, не ныряет лезвием вперед даже из расслабленной полураскрытой руки. На одном из больстероа выцарапан номер - 16. Видимо это 16 из 50. Номерованные ножи стоят чуть дороже не нумерованных - видимо тут скрыта некая коллекционная ценность... Ну мне все равно. К огромному сожалению у ножа нет ни клипсы ни отверствия для ремешка, так что я не могу снабдить его своим фирменным ремешком. 



В отличие от других моих ножей у этого имеются два клинка в добавление к основному, есть еще маленький - "перочинный". Так что в теории можно использовать большой клинок для вякой всячины, а мелкий беречь для разных хирургических операций, требующих особой остроты - типа вырезания заноз и пр. Посмотрим ка эта идея на пракике оправдается. На перочинном лезвии штампы - 362208 (номер модели) и "Titusville Iron Works" - я погуглил и нашел что существовала такая компания с 1860 по 1971 года делала паровые машины для бурения и выкачивания нефти, оборудование для производства бензина и пр. Возможно Great Eastern создана каким то образом на базе этой компании? Располагается она так же в Титусвилле штат Пенсильвания.



По поводу отличия от современных ножей замечу что у этого ножа вместо замка предучмотрена сильно подпружиненная задняя проставка - для закрывания требуется значительное усилия, то есть так просто он сам не сложиться, но и что бы закрыть его надо потрудиться. Далее, как я уже говорил, отсутствует клипса, для прикрепления к одежде и отверствие под ремешок. Никакого однорукого открывания - закрывания. Эти приспособления были придуманы позднее. Ось клинка не на винте - подкрутить не возможно. Невозможно так же разобрать - все крепиться на заклепках, а не винтах. Технологии вековой давности не предполагали винтов для складных ножей, хотя думаю технически это было в те времена осуществимо. Шайб фосфорной бронзы на шарнире клинкоа нет, думаю что вместо них используются латунные плашки. Это возможный источник коррозии.



К преимуществам по отношению к современным ножам я бы отнес высокую полировку собственно всего - и клинков и больстеров и накладок рукояти. Никакой пескоструйки или покрытия что бы скрыть риски - все, честно заполорованно в зеркало. От этого я пока не видел вообще никаких следов коррозии, хотя мыл нож в горячей воде несколько раз интенсивно - ведет себя как нержавейка в этом смысле. Вообще, все сделано честно, производитель не пытается упростить себе жизнь - удешевить производство и пр. По этому спуски сводяться в тончайшую РК - 3/128" (0.6 mm). Работа ювелирная, но в глаза особенно не бросается, и тем кто ножами не пользуется не цениться. Поэтому современные производители с этим не паряться и гонят РК чуть не как у колуна. Однако именно это один из основных факторов делающим и рез проще и приятнее и заточку легче, по совершенно очевидным причинам. Для меня это признак высокого класса и делают тонкую РК единицы - например Микротек. 



Расцветки ножей то же не просто делают его хорошо заметным, но и просто приятны глазу. Никакой селфдефенсовщины в рассчете на подростков (какого бы возраста они не были) которые бояться прослыть не вполне мужественными если рукоять ножа у них не черного цвета. Вот этот конкретно желтый - или банановый, меня если честно сильно радует, не знаю почему. Опять же, кому как я мне нравиться что накладна натуральная, а не какая нибудь химическая. Я уже замечал за собой склонность к "деревенскому" стилю, простому, без затей, дизайну и природным материалам и цветам - типа гены мои крестьянские из разных губерний российского нечерноземья... 

 

Вообщем, нож этот - канкретно событие в моей коллекции. Открыл для меня мир традиционных американских ножей - результат работы нескольких поколений старых добрых американских мастеров которые делали хоть и незатейливые но качественные и добротные ножи на совесть. Сейчас это все уходит, качество заменяется рекламой, а американские мастера - китайскими чернорабочими... 

No comments:

Post a Comment